План-конспект открытого урока «Вода – как много это значит».
Цели урока:
Образовательные: проанализировать и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой природе, жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических экономических проблем гидросферы;
Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение обучающихся, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, дистиллированная вода в стакане, раздаточный материал, презентация преподавателя, видеофрагмент из фильма «Вода».
Межпредметная связь: химия, биология, география, экология, литература, физика, русский язык.
Ход урока:
1. Организационный этап (подготовка обучающихся на активную результативную деятельность).
2. Актуализация знаний (сообщение темы с использованием проблемного подхода; определение совместно с обучающимися цели и задач урока).
Преподаватель: хочу предложить вам детскую загадку, чтобы вы отгадали, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка, постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком.
Ответ: 3 агрегатных состояния воды - пар, снег, лед, жидкая вода.
Уникальное свойство, характерное только для воды: 3 агрегатных состояния.
Значит, на сегодняшнем уроке мы будем говорить об удивительном веществе жизни воде
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.
И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.
Запись в тетрадях темы урока: «Вода - как много это значит».
Определение цели и задач урока совместно с обучающимися.
Преподаватель: для достижения поставленной цели мы вспомним физические свойства, строение, нахождением в природе, познакомимся с аномалиями воды, а так же затронем актуальную проблему современности – охрану окружающей среды, а именно экологические проблемы воды, так как урок наш проходит в рамках мероприятий года экологии по плану воспитательной работы. Вы знаете, что 2013 год объявлен годом экологии.
3. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний.
План.
1.Распространение воды.
2.Физические свойства воды.
3.Особенности воды.
4.Строение молекулы воды
6.Круговорот воды в природе и охрана водных ресурсов
Преподаватель. Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён.
.В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
4. Этап обобщения и систематизации знаний, умений , навыков.
1. Распространение воды.
Преподаватель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.
Сообщение 1. «Вода на Земле»
Преподаватель: есть ли вода в космосе?
Сообщение2. « Вода в космосе»
Преподаватель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
Сколько воды в организме человека? (65%- 75%)
Сообщение 3. «Вода в живом организме»
Выводы.
2. Физические свойства. .
Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода.
Задание (выполняют в рабочих тетрадях самостоятельно)
1. Агрегатное состояние -
2. Температура плавления-
3. Температура кипения-
4. Плотность (до 4 градусов по Цельсии)-
5. Цвет, запах, вкус -
3. Особенности воды.
Аномалии воды.
Преподаватель:
В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанский лайнер "Титаник".
Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: "Титаник" пал жертвой еще одной аномалии воды.
Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды. Глыбы в десятки тысяч тонн.
И все потому, что лед легче воды. В твердом состоянии любое вещество имеет большую плотность, чем в жидком. Лед и вода - удивительное исключение из этого правила.
Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.
Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба - атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.
Температура кипения воды 1000С, плавления – 00С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей. На разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.
4. Строение молекулы воды.
Преподаватель. Какая связь между атомами в молекуле воды? (ковалентная полярная).
Куда смещаются электроны?
Демонстрация схемы образования водородных связей.
Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация.
Ассоциацией молекул воды объясняется высокая температура кипения.
В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.
По отношению к воде вещества делятся на:
1)растворимые 2) нерастворимые 3) малорастворимые
Рассмотреть таблицу растворимости веществ.
Задание (самостоятельно выполняют в рабочих тетрадях).
Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.
Даны вещества:
Ba(OH)2, KCl, BaSO4, CaSO4, NaNO3, CuSO4, HNO3, AgCl, FeS, Ca(OH)2
Физкультминутка. Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
2. Подберите к этому слову 2 прилагательных
3. Подберите к этому слову 3 глагола
4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
5. Подберите синоним к этому слову.
Круговорот воды и охрана водных ресурсов
Вопрос:Назовите звенья круговорота воды. (испарение, конденсация, осадки)
(Схему на слайде комментирует обучающийся)
Преподаватель: Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Основные загрязнители воды – нефть и нефтепродукты, а также промышленные предприятия, автомобильный транспорт, сельское хозяйство. Загрязнителями являются органические и неорганические вещества, микроорганизмы, гельминты, минеральные удобрения, ядохимикаты…
Назовем некоторые экологические проблемы воды. (Слайд )
По данным Всемирной Организации Здравоохранения более 80% всех заболеваний в мире передается через воду. Ежегодно в мире от загрязнения воды заболевают около 500 млн. человек. Количество заболеваний растет, продолжительность человеческой жизни во многих странах сокращается (Слайд).
Государство законодательно уделяет внимание на охрану водных ресурсов. Существует водный кодекс. (Слайд ).
Запасы чистой воды постепенно сокращаются, и мы должны экономно расходовать воду. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами.
Для чего же нужна вода человеку? Слайд)
Предполагаемые ответы учащихся
(для питья, бытовых нужд, для гигиены, для промышленности).
Преподаватель: Человечество потребляет огромное количество пресной воды и прежде всего для питья.
• Законодательно определено, что питьевая вода, поступающая к потребителю, должна быть приятной в органолептическом отношении и безопасной для здоровья;
• Содержание примесей в воде не должно превышать предельно допустимых концентраций. (Слайд)
Чтобы очистить воду от примесей ее пропускают через решетки, направляют в отстойник, фильтруют. (Схема)
Фильтром для очистки служит слой песка и гравия.
Для обеззараживания питьевой воды применяют хлорирование, озонирование, УФ-облучение и т.д.
(0,7 г хлора на 1т воды)
Метод хлорирования применяется и в нашем районе, хотя он устарел и экологически небезопасен для здоровья.
Хлорированная вода влияет, прежде всего, на органы пищеварения, печень, почки.
Мы расходуем безбрежно очень много воды, больше чем в европейских городах. Поэтому количество чистой пресной воды уменьшается – это одна из экологических проблем. Какой же вклад мы можем внести в решении этой проблемы. (Ответы обучающихся)
Мы знаем, что этот год объявлен годом экологии и какой же вклад мы можем внести в решение экологических проблем воды.
Послушаем сообщение «Берегите воду!»
Сообщение 7. «Берегите воду
Выводы.
Какие выводы можем сделать по изученной теме? (ответы обучающихся)
Вода – самое распространенное вещество на Земле.
Вода встречается в природе во всех трёх агрегатных состояниях.
Вода-самое аномальное соединение на земном шаре.
Связь между атомами в молекуле воды
ковалентная полярная.
Нельзя допустить, чтобы реки и другие водоемы загрязнялись.
Ни один завод или другое промышленное предприятие не должно работать без очистных сооружений.
Нельзя допускать потерь питьевой воды. С этой целью устанавливаются водосчетчики, строго учитывающие воду.
? Знаете ли вы, что… первый закон об охране вод был написан Петром I.
Домашнее задание.
1. Подготовить рекламную продукцию по водосбережению, охране воды.
2. В одной книге один писатель - фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли такое быть?
3. Узнать, каков расход воды в сутки на человека в городе Чебоксары.
Оценка деятельности обучающихся (комментарии преподавателя).
Рефлексия.
Преподаватель возвращает к целям и задачам:
что выполнили, что не получилось и почему.
Заключение.
Преподаватель:Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с его слов о воде.
Хочу продолжить слова французского писателя о воде.
….Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь!
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете!
Всемирный “День воды” отмечается 22 марта.
|