Главная » Статьи » Мои статьи

Использование новых информационных технологий на уроках химии

Использование информационных технологий на уроках химии.

 

     Жаркова Надежда Ильинична,

                           преподаватель химии

 

Содержание.

1.Введение.

       1.1.Особенности современного этапа образования.

      2.Современный урок – это урок с использование информационно  коммуникационных технологий.

      3. Активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий.

      4. Методические принципы эффективного использования ИКТ.

 - при организации практических работ

 - при изучении нового материала (презентации для лекций),

 -  при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений,

 - при отработке умений и навыков (обучающее тестирование)

-  при контроле и коррекции знаний.

-  используемые электронные учебники

-  значение мультимедио -технологии

      5. Основные компоненты системы работы с использованием ИКТ.

      Заключение.

 

1.Введение.

       1.1.Особенности современного этапа образования.

Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно учащиеся. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность обучающихся для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии.

      2.Современный урок – это урок с использование информационно  коммуникационных технологий.

Современный урок – это интересный урок, с высокой мотивацией и эмоциональной окраской. Такой урок можно создать, если учитель владеет информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий. Информационно  коммуникационные технологии являются универсальным инструментом, способным помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека. Они вносят существенный и разнообразный вклад в процесс обучения, так как использование информационно коммуникационных технологий дает повышенную мотивацию и интегрированный подход в обучении, глубину погружения в материал, сэкономить время, а следовательно выполнить большой объем работы, приводит к профессиональному росту и повышению качества обучения. Кроме того, учащиеся становятся  активными участниками  не только во время проведения урока, но и при его подготовке. Они включаются в различные виды деятельности: поиск информации в Интернете, письменные задания, основанные на электронной обработке текста  и так далее.

На своих уроках использую проектную деятельность, личностно-ориентированное обучение, информационно - коммуникационные технологии (ИКТ), разноуровневое и проблемное обучение, помогающие возбудить интерес учащихся к химии, активизировать их учебно-познавательную деятельность.

Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством преподавателя учащиеся  могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

      3. Активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий.

Ведя исследование в этом направлении, пытаюсь решать на уроках задачу активизации познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрировать тем самым информационные знания с курсом химии средней школы. Такая интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества. Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую преподаватель использует при подготовке к занятиям.

    4. Методические принципы эффективного использования ИКТ.

Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всего класса). При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования. Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На уроках использую компьютерные технологии при изучении нового материала (презентации для лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума, а также при контроле и коррекции знаний.

Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайдов к уроку использую электронные учебники, информацию сети Интернет, а также создаю свои презентации. Мною используются на уроках следующие электронные учебники:

- Химия 11 комплект электронных пособий, издательство «Дрофа» Москва.

- Открытая химия. Полный интерактивный курс химии.

- Тесты Химия 8-11 кл.

- Химия.  Тематические тесты, издательство «Учитель».

- Химия 10 Комплект электронных пособий, издательство «Дрофа» Москва.

-  Химия в школе.

Сложные химические соединения в повседневной жизни. Издательство «Просвещение-Медиа».

- Химия в школе.

Углерод и его соединения. Углеводороды. Издательство «Просвещение-Медиа».

- Химия в школе.

Минеральные вещества. Углеводороды. Издательство «Просвещение-Медиа».

- Химия в школе.

Производные углеводородов.

- Органическая химия

Издательство «Учитель», 2007

- Уроки химии Кирилл и Мефодий, Издательство «Кирилл и Мефодий».

Если на уроке возникает необходимость обсуждения с учащимися нового материала, то проводится комбинированный урок в форме беседы с использованием компьютерной презентации. Презентация позволяет сделать этот процесс более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению. На слайдах презентации размещаю необходимые формулы, уравнения реакции, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания.

Мною создано более 100 презентаций уроков по  химии.

 Помимо лекционных уроков, использую компьютер при закреплении знаний. На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос, зачёт) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанную на самоконтроле. Компьютерную программу использую для самостоятельной работы, как обучающее и контролирующее средство обучения. Обучающиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией (текст, анимация), имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, внимательно их рассмотреть, что, конечно, помогает им лучше понять материал.

 Мультимедиа – технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между отдельными частями курса. Учащиеся получают возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают затруднения именно у него. В это время провожу индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи. Благодаря этому учащиеся изучают материал в необходимой для них последовательности. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением оценки, школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения материала.

В своей работе я использую современные методы оценивания качества образования такие как – компьютерное тестирование..Мною разработаны и используется комплекты тематических тестов по органической и неорганической химии. При помощи этих тестов я провожу тематический контроль знаний по предмету.

      5. Основные компоненты системы работы с использованием ИКТ.

Основными компонентами  системы работы является создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий  в преподавании химии:

разработка текстов разноуровневых контрольных работ, которые позволяют глубже проверить знания учащихся;

тесты для компьютерного тестирования;

создание комплекса мультимедийных обобщающих уроков по систематизации, расширению  и углублению знаний учащихся.

Чтобы активизировать  учащихся на учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний использую такие педагогические приемы как «Беглый опрос по базовым вопросам», «Химический диктант», Так, например, при проведении  повторительно-обобщающего мультимедийного  урока на 1 курсе по теме «Общая характеристика неметаллов 6 группы» произношу ряд утверждений: 

1. NаHS- сульфид натрия

2. Степень окисления серы в нем равна +2

3. В H2SO4 сера  проявляет высшую степень окисления

4. Соединения серы (IV) в реакциях проявляют только  окислительные свойства

5. Соли серной кислоты называются сульфатами

6. Реакция окисления SO2 в SO3 экзотермическая.

7.Соединения серы (II) в реакциях являются только восстановителями.

Если обучающийся согласен, то он ставит единицу, если нет- 0. В результате получается число. Полученное число после окончания работы сразу позволяет каждому учащемуся осуществить самоконтроль своих знаний.

Для более полного, расширенного повторения основных понятий темы подбираются приемы педагогических техник, направленные на развитие логического мышления, решение проблемных задач и ситуаций, на творческое применение полученных знаний и развитие способностейобучающихся. К таким приемам относятся: «Лови ошибку», «Логические цепочки»и т.д.

На уроке с целью проверки умения подбора коэффициентов методом электронного баланса  применен прием педагогической техники «Лови ошибку». На слайде  записаны уравнения химических реакций с заведомо допущенными ошибками.

а) Cu + H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O

б) 3Mg + H2SO4 = 3 MgSO4 + S +3H2O

в) C + 2H2SO4 = CO2 + SO2 + 2H2О

Я предлагаюобучающимся, работая в паре по вариантам, найти ошибки в уравнениях реакций. Выполняя задание, обучающиеся находят ошибки,  исправляют  и дают пояснение. Затем проводится проверка выполнения заданий.

Для проверки знаний  проводится компьютерное тестирование, Это самооценка и самореализация, хороший стимул для обучения, способ деятельности и выражения себя.  Для учителя средство качественного контроля знаний и способ накопления оценок.

Для оценки деятельности студентов используются такие  средства и способы как самопроверка, взаимопроверка. Применяются и разнообразные формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа, выполнение творческих проектов и так далее.

В течение урока иногда провожу физкультминутки – это и информационные зарядки и физкультминутки для коррекции зрения. Прием педагогической техники «Информационная физкультминутка»  применялся при проведении урока по теме «Общая характеристика неметаллов 6 группы». Один из обучающихся читает стихотворение о свойствах серы и ее соединений. На слово «сера» учащиеся поднимают поочередно то левую, то правую руку, на «соединение серы» – обе руки.

Сера нам необходима-

Нам без серы не прожить!

Всем известно, что без серы

Нам огня не запалить.

Сера есть в белках, сульфатах,

И в сульфиде есть она.

И для сероуглерода

Обязательно нужна.

Портит сера атмосферу,

А верней – ее оксид.

Пожелтели листья в сквере,

Дождь кислотный моросит.

 

Через необычную форму организации физкультминутки проводится релаксация и закрепление изученного материала.

Традиционно обучающиеся  достаточно сложно воспринимают учебный материал по химии, поэтому при использовании  мультимедийных  обобщающих уроков даже сложные темы можно преподнести так, что они  будут осваивать материал без труда и с интересом.

Заключение.

Таким образом, использование  новых информационных технологий позволяют найти преподавателю новые продуктивные подходы к организации образовательного процесса, повысить педагогическое мастерство и качество педагогической деятельности.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося.

Наблюдая за обучающимися на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков.

Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” обучающиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Nadezhda (11.11.2014)
Просмотров: 1296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: